Публикации

ПУТЬ В РОССИЮ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ ВСЕЛЕННУЮ

НАСЛЕДНИЦА ДАЛИ

Более всего НЕ ЗНАЮТ имя этой русской художницы – именно в России. Хотя мечта ее побывать в России все же осуществилась. А если сказать немного на сербский манер – «она имеет» несколько имен и даже связанных с ее жизнью и творчеством «устойчивых словосочетаний» – всевозможных легенд, за которыми частично скрываются реальные события и факты ее жизни. В некоторые из легенд иногда трудно поверить, настолько они нереальны. С ней знакома Софи Лорен. Ей посвящал свои стихи Евгений Евтушенко. Однажды, на одном официальном ужине, она встретилась с Нельсоном Рокфеллером. Он увидел каталог ее картин и пожелал купить работу, где был изображен Генри Киссинджер, чтобы подарить ему на день рождения.

Когда автор картины назвала цену, Рокфеллер ответил, что не намерен за Киссинджера выкладывать «такую сумму», а готов заплатить в три раза меньше. Решили «поразмышлять» до завтра, и наутро художнице позвонила секретарь Рокфеллера. Согласие было получено, картина передана, а художница получила приглашение по приезде в Нью-Йорк обязательно посетить Рокфеллера. Вскоре визит в Америку состоялся. За день до назначенной встречи Нельсон Рокфеллер был найден мертвым…
О ней говорят: духовная наследница Дали, «Мадонна «Медиалы», Контролер Вселенной… Впрочем, «Контролер Вселенной» – это уже ее собственное выражение. Об этом удивительном художнике – наш рассказ.
Фамилия художника давно уже стала ее именем – Именем с большой буквы. А имя – превратилось в некий символ: идеала, любви, искусства высочайшей художественной ценности. Потому-то чаще всего можно увидеть под картинами, и на афишах, и на многочисленных буклетах это простое славянское имя, которое в Югославии (как и во всем мире) произносится на русский манер: ОЛЯ.
«Ольга Иваницкая, родилась в семье русских эмигрантов в Югославии. Художник, скульптор и график. Закончила Академию художественного искусства в Белграде в 1957 году. Входила в группу основателей «Медиалы». Эти скупые строки биографии Ольги Иваницкой, взятые из энциклопедического словаря, мало что могут рассказать об этом удивительном человеке и людях, окружавших его. «Медиала», художник Леонид Шейка, – обо всем этом можно написать десятки (если не сотни) новых исследований. Все это умещается в понятие, ставшее уже частью мировой истории искусства, – ХХ век. Но неужели все это в прошлом? Быть может, все только начинается? Или все это еще только в будущем? Как знать…

РУССКАЯ БЕЗ РОССИИ

Первая наша встреча с «Мадонной «Медиалы» состоялась в Белграде дождливой осенью 1995 года. Страна жила как в кошмарном сне в удушающих тисках санкций так называемого «международного сообщества»…
В мастерскую на Косанчичевом венце с живописным видом на Саву нас привел известный югославский киноактер Душан Яничиевич. Зрители в России знают его по фильму «Единственная дорога» («Оковани шофери»), где он снимался вместе с Владимиром Высоцким. В конце 90-х годов Душан «слегка» поменял профессию: стал издателем, и выпустил серию книг, связанных с историей русской эмиграции в Югославии. Его люкс-издание «Русские без России. Сербские русские» иллюстрировала Ольга Иваницкая.
Во время первой встречи мы и услышали от самой Ольги историю ее семьи:
— Мои родители рано умерли, так что я давно перестала говорить по-русски, просто не с кем стало говорить. Так – иногда, немного… Все русские (и мои родители в том числе) вели жизнь на чемоданах. Они не покупали дома, квартиры, мебель, большие вещи. Только то, что могло вместиться в чемоданы. Они надеялись на скорое возвращение в Россию. Но их мечта не исполнилась… Не знаю, есть ли мои картины в России. Это ничего не значит, если их и до сих пор нет. Быть может, все они будут там…

ПИСЬМО ПУТИНУ

Спустя несколько лет мы снова в гостях у Ольги Иваницкой. Ее секретарь искусствовед Сузана Спасич ввела нас в просторную комнату-гостиную. И вот, «ее русские» уже пьют настоящий чай, что в сербских домах большая редкость. (Сербы предпочитают кофе!) Ольга показала нам письмо, которое она писала Президенту России Владимиру Путину. В нем она рассказала о своих родителях – русских эмигрантах, и о желании побывать на родине предков в России вместе со своими картинами.
У итальянского художника есть портрет вельможи… Не помню точно век, но чуть выше среднего. Именно Ольга Иваницкая впервые обнаружила не то что полное, а АБСОЛЮТНОЕ сходство вельможи на портрете с В.В.Путиным. Полное сходство имеет и жена вельможи с супругой президента Людмилой Путиной. Также идентична собачка вельможи, которая как две капли воды похожа на любимца семьи президента. А в студенческие годы Ольга нарисовала две головы: ОН и ОНА… Была ли ассоциация с картиной итальянского художника неизвестно, но сходство с нынешним главой государства российского потрясающее.
Показала также видеозапись ее творческого вечера, на котором актер читал ее стихотворную поэму о рыбе. Удивительной рыбе, которая живет миллионы лет. Оля рассказала нам и о своей теории, связанной с Марсом:
- К 2013 году на Марсе будут расти помидоры…
Оля показала нам свой отпечаток пальца в увеличенном виде, который она поставила на северный полюс Марса на своей картине «Дневник Марса». Мы разглядели в этом отпечатке лицо внеземного существа. Ольга была весьма обрадована…
Зашли в мастерскую. На наше восхищение красками Оля заметила:
— Наша планета – это библиотека вселенной. В ней есть все то, что имеется во вселенной… но об этом никто не знает. Нам, людям, (не понятно за какие заслуги) дана удивительная вещь – спектр, краски. Так вот, я – властелин красок и хозяин спектра.
Напротив дома-ателье на другом берегу Саввы было видно высотное здание, разрушенное натовскими бомбами. Сузана сказала, что в 1999 году она сидела вот также напротив окна и наблюдала, как в это здание летят ракеты и бомбы. Было ли страшно? – этот вопрос Сузане мы даже не задали…
В этот день Оля подарила нам самый дорогой подарок. На страницах первой в России газете «Зрение», где были опубликованы переводы ее стихов на русский язык, Оля поставила не только все свои персональные печати, но и оставила самый главный автограф: отпечаток собственного пальца. Того самого, которым навсегда уже «приватизирован» Северный полюс Марса. О таком подарке можно было только мечтать…

ПУТЬ В РОССИЮ

Сербская журналистка и публицист Любинка Милинчич однажды подметила, что на всех своих жизненных дорогах, особенно – поездках в Америку, – Оля Иваницкая всегда искала Россию.
— В Музее «Метрополитен» есть много прекрасных картин, предметов и красивых вещей, но среди всех этих предметов самой красивой является ваза из цельного камня, высотой несколько метров. Она единственная имеет имя – «Ваза из семьи Демидовых». Ни одна вещь в «Метрополитен» не имеет собственного имени и фамилии, а эту русская вещь имеет… В «Метрополитене» эта вещь – единственная и потому уникальная, а в России подобных предметов тысячи! – поражается Оля.
— После приезда в Сербию этих бедных русских эмигрантов, у сербов появились выражения: «беспорядочен как русский» или «русская комната» (значит - неопрятная). Я с детства для себя решила, что о моей комнате так никогда никто не скажет. Россия сегодня на треть меньше, но до сих пор не знает, что делать с этими просторами и огромным количеством людей. Удивительно и то, что в таком хаосе русские прекрасные математики, а ведь это – точная наука. Мой отец давал уроки математики маленьким ученикам, а я постоянно сидела вместе с ними. Многому научилась, многое переняла и перенесла потом в свои картины. Это такая непонятная геометрия. Каждую свою картину я начинаю с середины и каждая деталь соответствует чему-то в моей координатной системе, хотя к тем координатам я приду только в конце работы над картиной. Если бы эту схему я изобразила в самом начале, это было бы слишком сухо и чрезвычайно логично. А когда картина завершена, система координат видится ясной и понятной. Это высшая математика. Моя – математика… Это и есть «русское» во мне. Этим горжусь!

КОНТРОЛЕР ВСЕЛЕННОЙ

Встретившись всего один раз с Олей Иваницкой, навсегда проникаешься неизбывной любовью к этому удивительному художнику и человеку, призвание которого заключается в том, чтобы показать людям через земные краски все величие и неземную красоту окружающего нас мира. В этом и заключается призвание «хозяина спектра», ибо настоящий Художник и приходит в это мир для того, чтобы стать Контролером Вселенной. Из дома-ателье, что расположен на тихой белградской улочке с названием Косанчичев венац, Оля Иваницки контролирует весь мир.

Алексей Чурилов
Сергей Щеглов
2006 год.

© 2009 С. Щеглов. Все права защищены
Design © 2009 by africaan