Публикации

ТАЙНА ДАЛЕКИХ БАЛКАН

Балканские славяне еще тысячу лет назад знали о существовании русских – братского народа, живущего за горами, в просторных долинах, где текут могучие реки. Принадлежность народов России, Сербии и Черногории к единой вере – Православию, близость языков, сознание о племенном родстве – все это приводило к общности интересов. Так было во времена первых сербских восстаний против османского ига и во время балканских и мировых войн. Немногое изменилось и сегодня.

На рубеже веков в 2000 году был создан Культурный центр «Красноярское Воскресение», который вместе с Красноярской епархией учредил Международный проект «Содружество культур Югославии и России». Участники проекта за годы его работы сделали немало: издали серию книг по истории и культуре Балканских стран, провели международную фотовыставку, в торжественном открытии которой приняли участие Губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, Поверенный в делах Посольства Сербии и Черногории в России доктор Сречко Джукич, деятели науки, культуры и искусства Красноярского края. Просветительская деятельность проекта отмечена дипломом в номинации «Акция года» Союза журналистов России и дипломом Главы города Красноярска П. И. Пимашкова.
Все эти события в области духовной культуры России и Сербии только подтверждают, что чувство родства не угасло со временем, и порушенные ходом истории русско-сербские связи могут быть восстановлены. Для этого нужна добрая воля, желание и осознание традиционных для наших народов многовековых духовно-нравственных ценностей.
Заключительным этапом Международного проекта «Содружество культур Югославии и России» стал официальный визит представительной делегации Красноярского края в Сербию и Черногорию по приглашению Митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия. Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний, а также сотрудники Культурного центра «Красноярское Воскресение» во время поездки встретились с Его Святейшеством Патриархом Сербским Павлом, известными деятелями культуры и искусства, потомками славных русских фамилий, предки которых эмигрировали в Королевство Югославия после Октябрьской революции в России.

В Белграде стояла солнечная погода, но как только самолет приземлился в аэропорту Сурчин, стал накрапывать мелкий дождик. Сибирская погода, казалось, не желая расставаться, последовала за красноярцами с берегов Енисея к берегам Дуная. В аэропорту красноярскую делегацию во главе с Архиепископом Антонием встречали дипломаты Посольства Российской Федерации в Сербии и Черногории и священнослужители Сербской Православной Церкви. После традиционной ознакомительной экскурсии по городу, все внимание и гостей, и принимающей стороны, конечно же, было приковано к предстоящей встрече с Предстоятелем Сербской Православной Церкви.

Утро 27 июля 2004 года выдалось на редкость пасмурным. С рассвета моросил мелкий дождик, но ничто не могло омрачить радости от предстоящей встречи. Из Соборного храма в самом центре Белграда слышалось протяжное сербское песнопение. Через дорогу, напротив – Патриарший дворец. Ровно в десять часов тяжелые массивные двери резиденции распахнулись, и вышедший навстречу гостям Патриарх Павел приветствовал Архиепископа Антония, красноярских журналистов и переводчика с сербского – автора этих строк. Беседа была записана на диктофон, и сегодня, особенно после ухода из жизни Патриарха Павла, стала настоящим документом переломной эпохи и частью нашей общей славянской истории.

– Счастлив по-братски приветствовать вас со спутниками! – сказал Патриарх Павел, приветствуя посланников из Сибири. – Во время вашего пребывания в Сербии и Черногории вы, помимо монастырей, храмов и всей нашей красоты, увидите и объекты, которые подверглись бомбардировкам во время последнего насилия со стороны НАТО. Господь Бог и не обещал нам, что на этом свете будет легко. Он нам сказал, кто хочет идти за мной – пусть возьмет крест свой и идет за мной. А крест – это символ страдания. Но тот, кто нам говорит, что нужно взять крест свой, он прежде нас всех взял крест свой, поднялся на Голгофу и на ней был распят, и на ней умер. Он знает тяжесть креста. Господь обещал только, что поведет нас узким путем. Этот путь единственный ведет в тесные врата небесные. А широкие дороги и широкие врата ведут только в пропасть. Наши предки – и русские, и сербы – умели идти той узкой дорогой до конца. И мы как прилежные ученики наших хороших учителей идем этой узкой дорогой до конца. И во имя всех наших святителей, ближних наших, и вам, Ваше Высокопреосвященство, с вашими спутниками, мы говорим: «Добро пожаловать на землю Сербскую!»

– Благодарю вас, Ваше Святейшество, за добрые слова, – сказал Архиепископ Антоний, – и, прежде всего, хочу передать вам слова братского приветствия Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В недавней беседе с Его Святейшеством мы говорили о моей предстоящей поездке, и Его Святейшество благословил поездку в Сербию и Черногорию с великой радостью. Святейший Патриарх прекрасно понимает всей душою, что мы вместе – и сербы, и русские – несем тот крест, о котором вы только что сказали. Когда Святителю Кириллу – учителю славян – задавали вопрос о нашей вере православной и о величии всевозможных других верований, то он ответил следующее: весь наш мир – это житейское море, по которому плывут множество кораблей и лодочек. Но самый главный корабль, преодолевающий самые страшные бури, это корабль, ведомый Христом Спасителем. А все остальные корабли имеют большие пробоины. Они, конечно, тоже красуются, плывут, но стоит подняться урагану, и окончание их пути станет безрадостным. А когда мы переживаем трудности, то именно тогда мы и чувствуем великую помощь Божию. Особенно, когда мы – едины. Когда в 1999 году я услышал о тех трагических событиях, которые стали происходить в Сербии, а также о недавних событиях в Косове и Метохии, я посчитал своим долгом довести до верующих нашей епархии правду об этом. Я выступал по этому поводу на телевидении и в других средствах массовой информации. Мы создали великолепные выставки, привлекли Губернатора Красноярского края Александра Хлопонина, мэра города Красноярска Петра Пимашкова, деятелей культуры и искусства. По прибытии в Сербию я почувствовал, что прибыл в страну своих братьев, просто – родных людей, настолько гостеприимно и радушно меня здесь встретили. Я думаю, что этот визит принесет большую пользу нашим народам: и русским, и сербам. Это может послужить укреплению взаимопонимания и сочувствия сербскому народу в тех его горьких испытаниях. Я благодарю Ваше Святейшество за согласие принять нас в вашей стране и сегодня у вас лично. Ваши священники и сотрудники оказали нам гостеприимство и братский прием. Особенно благодарю вас за возможность мне послужить в храме Святого Архангела Гавриила.

– Мы как соработники Бога должны преодолеть все преграды и препятствия, ведь тяжесть креста дается каждому по силе его, а Господь помогает нам даже превозмочь и преодолеть самих себя, – продолжал Патриарх. – А величина измерения – это служение Богу и ближнему. Как сказано: кто хочет быть первым – будет последним, ведь не мы, а Он нас избрал – служить Ему. Я служил епископом в Косово 34 года. В 1990 году пришел сюда служить на это место, но связь с тем народом сербским на Косово не прекратилась. Особенно в эти тяжелые годы испытаний, которые выпали на долю сербского народа. Печский монастырь на Косово находится под управлением Патриарха, поэтому там бываем, служим, молимся за страдающий народ. После прихода туда сил безопасности KFOR больше ста монастырей и церквей разрушено на Косово. Церковь, которая построена в 1315 году, простояла 500 лет во времена турецкого ига, а сейчас – после прихода «миротворцев» – она разрушена. А на горе в том же месте находился монастырь Святой Троицы. От него тоже остались одни руины… Я был на освящении храма Христа Спасителя в Москве, который снова воздвигнут. Слава Богу…

Владыка Антоний, как мне показалось, тогда выразил надежды и чаяния всех присутствовавших на встрече:
– Я думаю, что настанут времена, когда и на Косово и Метохии будут восстанавливать храмы, как это происходит сейчас у нас в России.
– На Косово сейчас делают так: разрушают храм, расчищают место, чтобы и следа не осталось, как будто здесь ничего и не было. В этом году мы отмечаем 200 лет со дня Первого сербского восстания против турок. В знак этого события мы изготовили медаль с изображением вождя сербов – Карагеоргия, а на обороте – храм Святого Саввы в Белграде. Эту медаль я хочу преподнести в подарок вам и вашим спутникам. Благодарю Ваше Высокопреосвященство за посещение Патриархии и нашей страны. Прошу вас передать слова братского приветствия Его Святейшеству – русскому Патриарху и всему русскому народу, – сказал Патриарх Павел.

Из Сербии мы с Владыкой Антонием направились в Черногорию. По пути останавливались в монастырях и храмах и, помолившись, ехали дальше. Почти потрясение испытали мы во время посещения великолепного монастыря Острог, в котором почивают мощи Святого Василия Острожского. Монастырь находится на такой высоте, что его даже приступом взять невозможно! Плутая среди черных гор, мы наконец-то въехали в небольшую долину, где расположилась бывшая древняя столица Черногории – Цетине. Камень на камне – быть может, это самое точное описание Цетиньского монастыря, который был и остается одновременно небесной и земной историей всего сербского народа Черногории. И сразу невольно вспоминаются слова Спасителя: «На сем камне созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют ее…».

Много тайн хранит древний монастырь, а его святыни трепетно оберегают цетиньские монахи. Они не так молчаливы, как может показаться на первый взгляд. Просто не на все вопросы следует отвечать, а только на те, что нельзя оставить без ответа.

Гулким эхом отзываются наши осторожные шаги по темному, слегка освещенному лампадкой, монастырскому коридору. Где-то там, в глубине его, слышится негромкое монашеское пение. Ступаем как можно тише, чтобы не нарушить вековой покой этой святой обители. Потрескивая, горят свечи в огромных ящиках. Сегодня больше заупокойных: нет мира на Косово, да и в самой Черногории неспокойно. Кажется, что этот хрупкий мир только и держится на твердом каменном фундаменте и монастырских стенах. Как сказано в писании: «На сем камне созижду церковь мою и врата ада не одолеют ее».

Мы идем дальше. По многочисленным переходам спускаемся к храму. Чуть теплится фитиль над главной тайной и святыней, что покоится под древними сводами монастыря: Десница Иоанна Крестителя – правая рука, крестившая Христа в Иордане. И сегодня, кто прикладывается к ней, наполняет душу свою живоносной водой благочестия.

Святынь на Цетине много. Сам город этот, бывший долгие годы столицей Черногории, или Зеты – так называлась раньше страна, – по праву считается святыней. Многочисленные дома-посланства, по-современному – посольства, храмы, церкви, другие исторические памятники – делают этот город непохожим ни на какие другие: ни по архитектурному облику, ни по внутреннему духовному содержанию.

Первые дни пребывания в Цетиньском монастыре оставили глубокие впечатления огромной перемены, произошедшей в твоей жизни. Недаром говорят: в чужой монастырь со своим уставом не приходят. Здесь все не похоже на светский мирской образ жизни. Здесь совершенно иная атмосфера. Это только на первый взгляд кажется, что все так четко и просто, что ты вольешься в этот единый организм, который называется монастырский уклад. Но не тут-то было! Хотя журналисты, как известно, народ ко всему привыкший. С самых первых минут нас старались окружить заботой и проявляли максимум внимания. Пройдут несколько дней, и все будет казаться родным, как будто мы провели здесь большую часть своей жизни. Но загадок и тайн с каждым днем становилось тоже все больше.

«Не глобите народ, не узимайте више него што е прописано. Покайте се! Ви чините насилья над народом. Будите задовольни своем платом. Покайте се и крстите се!..» – звучит Евангелие от Матфея на сербском языке. Так проходит трапеза. За столом – Владыка, монахи и гости из Сибири. Монах Мефодий читает строки Евангелия с особым душевным трепетом. Разве может быть совпадением то, что его духовного брата и друга зовут Кирилл? Слышно, как слегка дрожит голос Мефодия, несмотря на то, что его обладатель – крепкого сложения и, видимо, не из робкого десятка. Впрочем, как и все черногорцы. Достаточно вспомнить историю этой маленькой непокоренной страны. Даже у Пушкина в «Песнях западных славян» есть строки, передающие слова Наполеона:

Черногорцы? Что такое? –
Бонапарте вопросил.
– Правда ль: это племя злое,
не боится наших сил?..

Черногорцы – не злое племя. Просто народ этот от века ценил превыше всего не просто правду, а – справедливость. Так по крови предков, из поколения в поколение передавалась молодым черногорцам вместе с горячей душой и вера в справедливую защитницу – матушку-Россию: «Нас и русских – двести миллионов!» К сожалению, канули в Лету не только поговорки, но и цифры, а вместе с ними и надежды на скорое возрождение обеих держав.

…Динь-динь-динь. Это Владыка данной ему властью с помощью колокольчика останавливает монаха-чтеца, и трапеза на несколько минут прерывается. Владыка Амфилохий произносит слово или здравицу в честь гостей. Снова – звонок, и трапеза продолжается под негромкое чтение Евангелия. По окончании, когда все поужинали (до этого из-за стола никто не выходит), снова звонок и молитва со словами благодарения Господу за то, что насытил. А дальше – работа, или, как говорят в церкви, – послушание. У каждого – свое. Монахи говорят: «Иногда думаешь, что послушание непосильно тяжелое, но ведь Господь дает каждому такую ношу, которую он в состоянии вынести. Как говорится: крест – по силе».

Монахи в Цетиньском монастыре делают все и сами: готовят еду, убирают в монастыре, следят за порядком, да и как иначе – любой труд во имя Господа – вознаградится. Впрочем, не земных наград ожидают пришедшие сюда. В спасительную ограду Цетиньского монастыря они ушли из светской жизни осознанно, избрав для себя эту нелегкую ношу – посвятить всю свою жизнь монашескому обету. А для этого необходимо полное послушание, в том числе начальству, и в первую очередь – Митрополиту Черногорско-Приморскому Амфилохию.

Впервые о Владыке Амфилохии я услышал не где-нибудь, а в родном Красноярске. Рассказывали мне о нем как о человеке огромных знаний и опыта наши известные мастера документального кино Ирина Зайцева и Святослав Чаплинский. Давней их мечтой был фильм о православной Черногории.

Многие ученые, писатели, политики, главы государств, журналисты стремятся встретиться с этим удивительным человеком, который в равной степени может найти доброе слово для самого маленького прихожанина храма, тонкую шутку для «мировой знаменитости», веский аргумент для нобелевского лауреата, волею судьбы занесенного с очередного глобального симпозиума на тихое и умиротворенное Цетине.

Цетиньский монастырь исторически связан с легендарным именем одного из предшественников Владыки Амфилохия – черногорского Владыки и поэта (с мировым именем) Петра Негоша. Один из старых сербских критиков писал, что поэзию Негоша «ученые люди изучают, а простые знают наизусть». В позапрошлом веке поэт написал строки, которые не потеряли актуальность и сегодня, спустя почти два столетия:

Боже милый осерчал на сербов
за грехи их смертные, земные.
Цари наши растоптали правду,
как враги, преследуют друг друга…
А князьки, Ты покарай их, Боже,
раздробили на куски державу,
силы сербов подло подорвали
и умылись чистой царской кровью…

В монастыре мы сразу подружились со многими монахами, но все же душой нашего общества на все время пребывания в Черногории стал монах Кирилл, блестяще говорящий по-русски. В свое время он побывал и в наших краях – проездом в Иркутск. Посетил в Красноярске историческое Троицкое кладбище, был в храме. Так что представление о том, откуда прибыли гости, у него имелось.

Может показаться, что жизнь монахов протекает «от службы – до службы», плюс к тому уборка территории, приготовление пищи и прочие хозяйственные заботы. Это не так. Много времени уделяется и образованию. К примеру, монах Павел Кондич вскоре после нашего приезда стал упаковывать многочисленные коробки с книгами – готовился к длительной командировке в Лондон, где ему предстояло учиться и совершенствовать свой английский язык. Благословил его на учебу Митрополит Амфилохий. По возвращении в Черногорию монаха Павла ждут студенты Цетиньской Богословской семинарии, которым он будет преподавать, конечно, не только английский язык, но и свой любимый предмет – историю церкви.

Незабываемые впечатления от монастыря – это ночные службы, когда свет исходит только от свечей. Ты как будто переносишься во времена, когда о том, что такое электричество не имели понятия, а на видимые проявления его в природе крестились по заведенному обычаю, ставшему впоследствии пословицей про грянувший гром.
И все же, одним из самых загадочных обитателей, а точнее – обитательниц, монастыря была Кир-Яня. Так ласково монахи называют бабушку, взяв для нее имя из пьесы первого сербского драматурга Стерии Поповича. Ее настоящее имя так и останется для нас неизвестным. Да и важно ли это? Главное, что есть на свете добрый человек, который посвятил себя Цетиньскому монастырю, сжился, сроднился и почти сросся с этими вековыми стенами, хранящими столько же тайн, сколько камней в основании и стенах его. «Не думайте, что Кир-Яня – старушка. Она зорко следит за порядком», – делятся своими наблюдениями монахи. Да мы и сами не раз становились свидетелями ее дневного и уж тем более – ночного дозора. Если надо, Кир-Яня «попросит» случайных туристов покинуть келию, куда «входить посторонним не положено». К девяти вечера обязательно закроет капию – большие ворота на входе в монастырь. Потом затеплит лампадки, подольет масло, совершит обход вверенных ей владений, о чем-то шепча себе в подбородок то ли молитву, то ли песню сербскую – про смелых героев битвы на Косовом поле.

Монастырь для всякого, кто ищет Истину, – центр вселенной. Монахи здесь опытно переживают тайну Воскресения. Смотреть на монастырские стены и не видеть начертанную на них тайну Воскресения – значит не видеть их вовсе. Проникая в эту тайну, все равно – монах или мирской человек – не только в церковных песнопениях, но и в шелесте листвы, в щебетании птиц может расслышать и осознать, что нет ничего прекраснее жизни и что смерть побеждена. И это разгадка самой главной, самой запутанной тайны, какая только может существовать и будоражить наш разум и сердце. И никаких других тайн на свете больше не существует…

Сергей Щеглов
2004 год.

© 2009 С. Щеглов. Все права защищены
Design © 2009 by africaan